Боковой порез шины - не частое явление. Для его возникновения нужны "экстремальные" дорожные условия или, злые умыслы соседей, которые не поделили место на парковке и решили порезать колеса. В любом случае, ситуация неприятная и представляет наиболее серьезную проблему, чем простой прокол. При обращении в сервис можно услышать, что не любой дефект подлежит починке. Не редки случаи, когда повреждения значительны и дальнейшая эксплуатация шины невозможна. Возникает вопрос, что делать - ремонт или замену шины с боковым порезом. Такое нестандартное повреждение вызывает затруднения, как у новичков, так и у профессионалов своего дела.
Что таит в себе повреждение
Многие автовладельцы не до конца оценивают опасность данного повреждения. Некоторые из них продолжают ездить с таким повреждением. Стоит учитывать, что даже небольшой порез может создать немало проблем:
- При боковом порезе шины образуется повреждение основы крышки, то есть, ее текстильных (металлических) нитей. Как итог, резина теряет жесткость и форму.
- На покрышке может образоваться грыжа. Это увеличивает появление негативных факторов, влияющих на безопасность вождения.
- При движении, колесо может взорваться при наезде на небольшую кочку, что не исключает ДТП и появление опасности для водителя, пассажиров и окружающих людей.
Ремонт таких повреждений достаточно сложный, так как восстановить характеристики колеса даже при небольшом повреждении не получится. Единственный вариант, использовать такую резину в качестве запасной.
Какие виды порезов бывают
Различают три вида:
- горизонтальные;
- диагональные;
- вертикальные.
При обнаружении повреждения, следует обратить внимание на состояние корда, имеются повреждения нитей и насколько они срезаны. Важно учитывать и вид рисунка. Продольный разрез наименьшим образом повреждает диагональный корд. Его можно отремонтировать за счет плотности переплетения нитей. Поперечный корд не получится отремонтировать, только заклеить несколько нитей. Чтобы обезопасить вождение, шину следует заменить при первой возможности.
Значение будет иметь и размер пореза. Чем он меньше, тем больше шанс произвести его заклейку. В противном случае, шина не будет подлежать ремонту.
Боковой порез опасен тем, что повреждается именно металлическая часть корда, происходит потеря прочности и жесткости конструкции колеса. Не рекомендуется ездить на отремонтированных шинах, особенно грузовым машинам с повышенной нагрузкой на колеса. Отремонтированная покрышка может служить лишь в качестве запасной.
Как устранить порезы шин
Не редки ситуации, когда боковой порез шины требует ремонта. Выполнить его можно самостоятельно или обратившись к мастерам СТО. Каждый из вариантов требует осмотра масштабов повреждений и подготовки пореза к ремонту.
При обращении в СТО, мастерам следует доставить шину вместе с диском, чтобы выявить возможные незамеченные повреждения или другие изъяны. Делается это через испытательное накачивание колеса.
План действий будет следующим:
- сначала осуществляется осмотр поверхности порезов;
- затем, боковина и данная область прочищаются и очищаются от жира;
- контуры пореза расширяются для проверки эффективности герметизации отверстия с применением специальной заплатки;
- в случае использования холодного метода, латки накладываются снаружи пореза, а через 20-30 минут - внутри;
- при применении горячего метода, латка или сырая резина приклеиваются с одной стороны и подвергаются тепловому воздействию в течение 60 минут.
Для использования готовых латок используется метод горячей вулканизации, а районы накладывания обрабатываются шлифовкой. Впрочем, при применении сырой резины под тепловым воздействием она может "усадиться", что приводит к неровностям и отрицательно сказывается на управляемости. Со временем, латка может начать пропускать воздух в зоне склейки. После ремонта шины, важно выполнить балансировку колес, так как вес латок составляет от 50 до 80 граммов, что может повлиять на свойства управления. Если принято решение самостоятельно заделать поврежденную шину, не стоит забывать о соблюдении мер безопасности. На эту работу может потребоваться до 3 часов.
Что предстоит сделать:
- внимательно обследовать место повреждения;
- зачистить его шлифовочной машиной, заходя на +10-15мм вокруг пореза;
- обработка выполняется с внешней и внутренней стороны шины;
- внутренняя сторона промазывается клеем и требует просыхания не менее 30 минут, после чего можно наклеивать заплатку изнутри;
- далее делается прокатка валиком от центра заплатки к краю и тоже самое действие повторяется с внешней стороны;
- в канавки плотно укладываются кусочки сырой резины и разравниваются роликом.
Далее, можно приступать к вулканизации:
- шина устанавливается на вулканизатор;
- замеряется время и температура;
- при 100-130°C 1мм резины вулканизируется в течение не менее 4 минут;
- после завершения ремонта, место пореза слегка шлифуется.
Опасность грыжи на колесе
Разрыв текстильных нитей в корде шины, который приводит к образованию грыжи, может быть вызван различными факторами, такими как плохое состояние дорог, перегрузка автомобиля или попадание колеса в яму. Это состояние представляет опасность из-за возможности возникновения взрыва. Даже маленькая грыжа может иметь серьезные последствия. Для ремонта такого повреждения можно использовать метод вулканизации и накладывать заплатки прямо на место повреждения покрышки, так же, как при ремонте боковых порезов. Важно понимать, что вулканизация не восстанавливает шину и не воссоздает целостность текстильных нитей в корде. Использование кордовой заплатки не усиливает прочность и может оказывать влияние на геометрию, баланс и жесткость при движении. Многие водители пренебрегают безопасностью, пытаются применить различные варианты ремонта шин, чтобы не тратиться на покупку нового колеса. Следует помнить, что нет 100 % гарантии безопасности после ремонта шины. Резина не становится новой. Лучше ее возить в качестве запасной или устанавливать на заднюю ось.